Свайные фундаменты стали очень популярными по причине существенного обновления современных технологий. Взамен технологии отливки или забивки свай из бетона, теперь можно использовать способ с завинчиванием. Характерное свойство винтовых свай — не требуется проводить масштабных земляных работ. Необходимо лишь лидерное бурение скважин под сваи, без разработки почвы. При этом, можно бурить не на полную глубину погружения. Это экономичный способ возведения фундамента, который набирает популярность в частном строительстве.
Особенности буровых работ под винтовые сваи
Сваи будут погружаться при помощи завинчивания, поэтому их используют на однородных суглинках. Такая технология не применяется на каменистых грунтах. Бурение под винтовые сваи возможно делать винтовым инструментом. Используется ямобур, который обеспечит бурение ям с повышенной скоростью.
Ямобур, в отличие от бурового станка, смонтирован на стреле экскаватора. Для того, чтобы начать бурение под следующую сваю, не нужно перемещать технику. Следует лишь поменять положение стрелы экскаваторного ковша. В итоге, возможно выполнить бурение нескольких десятков свай за день. Фактически, цена бурения свай — это оплата всего одной рабочей смены экскаватора. Такие модификации техники имеют бульдозерный отвал. Он применяется с целью снятия небольшого слоя грунта под фундамент и подготовки подъездного пути.
Еще один вариант ямобура устанавливается на грузовике, а не на экскаваторном или тракторном шасси. В результате понижается цена доставки. Технология идентична той, что используется на экскаваторах. Прибор закрепляется на конце стрелы и работает за счет гидродвигателя. Ось вращения получается вертикальной (для вертикального бурения под сваи). Шнековая конструкция позволяет производить бурение на сухую, без использования воды и бурового раствора.
Основной недочет ямобура — маленькая глубина бурения. Она редко когда бывает больше 3-4 метров. Преимущество механизма на грузовиках — немного большая глубина. Глубина уже может достигать 5-6 метров. Грузовик позволяет разместить длинный шнек, по сравнению с трактором. При этом, свайный фундамент используется на слабых грунтах, когда глубина погружения необходима более 6-и метров. В таких обстоятельствах применяют бурение на автомобильном шасси традиционными буровыми станками.
Бурение с помощью бурового станка
Под одну постройку требуется несколько десятков свай. В связи с этим бурение под сваи для фундамента целесообразнее проводить буровыми станками. Именно установка шнекового бурения скважин под сваи позволяет сократить время на перенос оборудования из одного места в другое. Вместо автомобильного шасси нередко применяется экскаваторное или тракторное. Станки без шасси малопригодны для бурения. Их достаточно долго перемещать на другое место.
Глубина погружения свай фундамента высотных зданий больше 15 метров. На подобную глубину ямобур не подойдет, потребуется специализированная техника. Чаще всего используются универсальные станки на базе КамАЗ, ЗИЛ 131, Урал. Бурение может проводиться либо шнековым методом с выбрасыванием шлама всухую, либо по-мокрому с подачей воды в целях вымывания породы.
Для свай очень важно соотношение длины (сумма высоты оголовка над землей и глубины погружения) и толщины. Если это соотношение нарушено, например, свая чрезмерно длинная и тонкая, это приводит к серьезному превышению расходов материалов и к повышению энергозатрат. Буровые станки нужны при погружении на большую глубину (больше пяти метров, которые даст простой ямобур), им требуется большой диаметр. В частности, для мостов используются сваи с глубиной погружения приблизительно 15-20 метров и с диаметром 600-700 миллиметров.
Ключевыми в настоящее время считаются сваи шнекового бурения. Именно эта технология дает возможности получение скважин необходимого диаметра с незначительными расходами. Ее превосходство — не потребуется присутствия на строительном объекте воды.
Заливные сваи
Основное отличие такого вида свай от других — невозможность погружения сваи без скважины, которая пробурена на всю длину. В результате, бурение под буронабивные сваи, к примеру, можно выполнить на 2/3 от глубины погружения, а остаток можно добить специальным оборудованием. С заливными сваями это решение не пройдет. Необходимо обязательно делать бурение на всю требуемую глубину и никак иначе.
Заливные сваи — это лучший метод для грунта с каменистыми включениями. Камни в грунте препятствуют погружению обычных свай, заливные же не потребуется погружать, они отливаются в пробуренной скважине. В результате, их имеется возможность применять на любых грунтах. С сегодняшней технологией бурения заливные сваи выходят ненамного дороже обычных. Они вполне могут быть доступными при частном строительстве. В результате, возможно выбрать наиболее подходящие способы бурения свай, в зависимости от необходимых задач.
Для этого типа свай бурится скважина необходимого диаметра, к примеру, 200-300 миллиметров. В скважину вставляется арматурный каркас, заливающийся затем бетоном. Технологии позволяют отливать сваи как одно целое с ростверком. В конечном итоге, получается конструкция с предельной прочностью. Схема находит использование в промышленном и инфраструктурном строительстве. Монолитные фундаменты используются для мостов и гидротехнических построек.
Заливка свай в скважины происходит на протяжении нескольких часов или дней после бурения. В основном ее делают сразу. Нельзя оставлять пустые скважины надолго, по той причине, что они быстро осыпаются, особенно на нестабильных почвах. Отливка возможна и с ростверком, и без. Заливку нередко производят в несколько стадий, так как для заливки свай необходима одна техника, однако для ростверка — уже другая.